ЛП Романа

Аватара пользователя
glider
Site Admin
Сообщения: 729
Зарегистрирован: Пн дек 21, 2015 1:21 pm

ЛП Романа

Сообщение glider » Пн июл 22, 2019 12:00 pm

Традиционно, замалчивать не в моих правилах. К сожалению, суббота принесла не только рекорд, но и 2 травмы. Описание ниже:

Утром того дня Роман взял в аренду у меня на полёт-другой мой тандем с целью самостоятельно покатать родную сестру. Мы оговорили с ним технические условия в т.ч. и то, что у них обоих загрузка крыла получалась крайне низкой и на предле умещалась в нижнюю границу сертифицированной вилка аппарата. Роман у себя дома в Украине работал тандемщиком, так что явных проивопоказаний не давать тандем у меня не было, но предупердить я его о загрузке и сочетании с термической погодой предупредил.
Постепенно все разлетелись с аэродрома и образовалось окно стартовать им с сестрой. На старте Рома допустил выстрел крыла (верноятно по причине недогруза), который привел к тому, что и пилот, и пассажир легли на спину и так и лежали дальше - крыло при этом совершенно спокойно стояло над головой. Рома принял решение стартовать из такого положения и попросил рядом стоявших ребять дать команду оператору лебедки на взлет. Что собственно и было сделано в очень аккуратном темпе.
На этом все и решили, что дело в шляпе, но через пору секунд после отрыва тандем резко пошел в верх с заваливанием крыла назад. Трос лопнул и резкое прекращение тяги спровоцировало крыло клюнуть сильно вперед. При попытке компенсции этого клевка Рома сорвал тандем и вот так в парашютировании они с сестрой вошли в землю.
Все вышенаписаное мной восстановлено по рассказам и Романа, и ребят вокруг, и оператора, и с применением моего опыта лично.

Теперь возможные причины и пердположения.
1. Главная - оператор тяги не давал вообще. Положение регулятора осталось неизменным как в момент отрыва от земли, который прошел совершенно штатно. Более того - наша лебедка конструктивно непозволить развить большую тягу моментально. На это трбуется около 10 сек постоянного удерживания кнопи дачи тяги. По словам очевидцев такого времени у тандема не было - они значительно быстрее выстрелили вверх.
2. Зацеп троса за механическое препятствие. Ввиду допущенной Ромой ошибки на старте и выстреливания крыла вероятное событие. В этот момент резким рывком трос может выдернуть с барабана, что может привести к кратковременному ослаблению троса и вследствии этого зацепу за какой-либо механизм или же просто образование тросом самозатягивающейся петли.
3. Мощный термик на старте. В течения дня в месте, где мы стартовали проходили заметные порывы ветра, свидетельствующие о термической активности и пилоты периодически уходили со старта вверх довольно бодро. Я и сам утром имел 2 старта на этом самом тандеме довольно бодрых, явно превышающих ожидания от старта только за счет силы лебедки. Учитывая слабую нагрузку на крыло у Ромы и Марины, то мощный поток, сошедший в момент старта вполне мог устроить неприятную ситуацию.
3. После несовсем удачной попытки подъёма крыла пилотом, оператору скомандовали дать тягу на взлет, лишив тем самым возможности проверить последствия неудачного старта с т.з. образования слабины на тросе и возможных последствий. Решение это принимал непосредственно пилот.
4. Неготовность в принципе пилота к тому, что может оборваться трос. Хотя это бывает изредка и готовность на малой высоте компенсировать возможные последствия обрыва троса одна из аксиом полетов с использованием лебедок для старта.
5. Перекомпенсация клевка крыла после обрыва троса и введение его в режим парашютирования. С моей т.з. сказались следующие факторы:
Рома хоть и тандемил раньше, но давно и навык подрастерялся.
Не своё крыло - пилот его не знает и собирался лететь на этой модели первый раз в жизни.
Малая загрузка крыла, что уменьшает скорость срыва и облегчает физически введение крыла в парашютирование.
Страх и возможно паническое действие.

Примерно так. Лебедку я лично облазил вдоль и поперек на следующий день и не нашел следов, где трос преположительно мог зацепится. Сам трос так же подвергли инспекции и снова результат отрицательный. Обженных или ободранных мест нет в принципе. Сказать наверняка, что произешёл зацеп и поэтому крыло так сильно потащило вверх я не могу - нет таких доказательств. Тож самое касается и влияния потока. Очевидцы говорят в момент Роминого старта действительно сошел поток и был довольно сильный порыв ветра, но опять же трудно утверждать, что именно он так сильно выдернул тандем вверх.

В авиации ЛП обычно не происходят по изолированной 1 причине. Это всегда цепь событий и сочетания факторов и ошибок. Вероятно, что какие-то из вышеперечисленных причин в сочетании в определённой мере повлияли. Что очень конечно прискорбно. Роме и Марине скорейшего и полнейшего выздоровления.

Я со своей стороны еще изучу ситуацию и постараюсь исключить вероятности подобного хотя бы с технической части. В вокресение мы уже слегка изменили подход к старту и несколько по-иному начали действовать на фазе вывода крыла, чтоб максимально убрать вероятность ослабления троса. Думаю еще установить щитки и на всякий случай отгородить барабан от других механизмов.

P.S. Не могу не отметить аморальное поведение некоторых представителей, которые чрезмерно обрадовались проишествию и всячески демонстрировали своё мнение окружающим. Как бы чужую беду надо бы побольше уважать - танцы на костях могут обернутся и вам сложностями в будущем.

Аватара пользователя
glider
Site Admin
Сообщения: 729
Зарегистрирован: Пн дек 21, 2015 1:21 pm

Re: ЛП Романа

Сообщение glider » Вт июл 23, 2019 10:19 am

И в продолжение несколько новых данных.

1. По словам Кати, машина не останавливалась с момента старта и ехала медленно всю дорогу до начала штатной затяжки. Т.е постоянно присутствовало поступательное движение и в случае зацепа троса за что-либо, ребята не остались бы лежать на земле с поднятым крылом - трос бы всё равно натянулся и произошел бы взлет. Т.е. зацеп троса за механизмы мне уже не видится вероятным сценарием. Это объсняет момент, почему я не вижу следов зацепа - его просто возможно и не было.
2. Роман поднял крыло очень рано. Катя даже успела удивится такому поведению. Обычно мы не даём тягу, пока машина не разгонится и не отъедет от пилота метров на 100, чтоб иметь трос подлинее и смягчить старт. Это как бы тоже известная аксиома лебедочных полётов. Хотя видел не один клуб, которые взлетают с короткого троса. Я не знаю как и где раньше Рома летал на лебёдке и к чему он привык.
3. При коротком тросе и большой скороподъёмности угол между машиной и крылом растёт очень быстро и создаётся очень большая нагрузка на всю систему. Троса на пассивках обычно неэластичные и погасить собой скачёк нагрузки не могут, именно поэтому безопаснее считается отъехать подальше и поднимать пилота с длинного троса, тем самым снизив скорость увеличения угла и снижения нагрузки. Плюс банально это даёт больше времени на реакцию пилоту и оператору.
Сочетание малой нагрузки на крыло, короткого троса и большой скороподъемности - очень плохое сочетание даже в теории.
Дальше я замолкаю и пусть каждый делает выводы сам для себя. Я собрал столько информации, мнений и данных, сколько смог и сколько было доступно.


Вернуться в «Безопасность»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей